Решение № 98-5 от 15 апреля 1999 г. "О некоторых проблемах обеспечения экологической безопасности в условиях воздействия электромагнитных и других неионизирующих излучений"
Федеральное
собрание - парламент российской федерации
Государственная дума
Комитет по экологии Решение
от "15" апреля 1999 г. |
№
98-5
|
О
некоторых проблемах обеспечения экологической безопасности
в условиях воздействия электромагнитных и других неионизирующих излучений
Заслушав сообщение заместителя председателя Комитета В.В.Тетельмина о работе, проведенной в связи с принятием решений Комитета по проблеме обеспечения экологической безопас-ности в условиях воздействия электромагнитных и других неионизирующих излучений (Решения Комитета от 21.05.98 г. № 70-2, от 19.11.98 г. № 81-2; Рекомендации парламентских слушаний от 24.10.95 г.),
Комитет отмечает:
1. Несмотря на неоднократно подтвержденную актуальность рассматриваемой проблемы и наличие соответствующих поручений Правительства Российской Федерации (БН-П1-15721 от 02.06.98 и ВМ-П1-37343 от 18.12.98), решений Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности Российской Федерации (1996 г.), системный подход к ее разрешению, выраженный в виде конкретных предложений Правительству Российской Федерации, не разработан; отсутствует приемлемая правовая база, регулирующая правовые, экономические и ор-ганизационные аспекты защиты населения и экосистем от электромагнитных и других неионизирующих излучений; соответствующие федеральные программы или не подготовлены, или находятся в "подвешенном" состоянии из-за отсутствия финансирования.
2. Многочисленными исследованиями установлено, что организм человека воспринимает и реагирует как на изменение электромагнитных полей от разнообразных и многочисленных антропогенных источников, так и на воздействие геомагнитных, акустических, световых и других излучений (в частности, так называемых, энергоинформационных) при родного и техногенного происхождения; биологическая эффективность последних мало изучена, но российская "официальная" наука, как показали неоднократные слушания в Государственной Думе, принципиально дистанцируется от проведения соответствующих исследований.
3. Среди указанных в п.2 неионизирующих излучений относительно изучены биологические эффекты воздействия электромагнитных излучений; однако результаты полученных исследований в масштабе государства не обобщаются, системное управление и межведомственная координация самими исследованиями не ведутся, отсутствуют единые планы разработки соответствующих нормативно-правовых документов.
4. Как показывают многочисленные публикации, облучение электромагнитными и другими неионизирующими излучениями принципиально отличается от других видов воздействия на биологические объекты, как в плане механизмов воздействия, так и возможных биологических реакций. Имеет место многовариантность воздействия, зависящая как от параметров соответствую-щих полей (интенсивность, частота, продолжительность действия, наличие модуляции, периодичность и пр.), так от вариантов сочетания этих полей с другими неблагоприятными факторами среды, а также условий облучения и состояния организма человека (местное, общее, наличие защиты, ослабленность организма, возраст и пр.). Отмечается накопление биологического эффекта воздействия в условиях длительного пребывания в неионизирующих полях, в результате чего возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, рак крови (лейкоз), опухоли мозга, гормональные заболевания; электромагнитные поля, в частности, особенно опасны для людей с указанными заболеваниями, ослабленным иммунитетом, а также для детей и беременных.
5. Ввиду глобальной значимости проблемы, Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) для электромагнитных полей официально введен термин "электромагнитное загрязнение среды", что отражает принципиально новую экологическую ситуацию, сложившуюся на Земле.
6. Имеющиеся материалы показывают, что проблема обеспечения безопасности в условиях воздействия электромагнитных и других неионизирующих излучений сложна и многогранна. В ее решении должен быть реализован комплексный системный подход, а соответствующие исследова-ния должны осуществляться совместно специалистами различных отраслей знаний (физиками, био-логами, генетиками, медиками и др.); в связи с этим назрела необходимость создания соответствующего специализированного Центра исследований (или иной аналогичной организации), который объединял бы указанных специалистов и осуществлял необходимые базовые фундаментальные и прикладные исследования в данной области.
7. К числу наиболее явных недостатков существующего положения в части обеспечения безопасности населения в условиях воздействия неионизирующих излучений следует отнести фактическое отсутствие:
- общедоступной базы данных по научным, техническим и другим вопросам, включая состояние электромагнитной обстановки;
- реестра источников электромагнитных и других полей как на местном, так и на федеральном уровне;
- карт распределения электромагнитных полей по территориям и графики их суточного и сезонного изменения;
- мониторинга электромагнитных полей (имеющиеся данные - локальны и разрозненны; информация, вопреки действующему законодательству, не является общедоступной);
- методов расчета ущерба, нанесенного человеку и его имуществу, а также вреда, причиненного окружающей природной среде;
- методов расчета средних нагрузок от загрязнения окружающей среды неионизирующими излучениями для использования этих оценок при разработке специализированных мероприятий по защите (реконструкция, вывод за пределы населенных мест, использование защитных мероприятий и пр.), а также при ранжировании предполагае-мых мероприятий по их экологической эффективности;
- установленного порядка проведения экспертизы проектов, влияющих на уровень нагрузок на население и экосистемы от загрязнения окружающей среды неионизирующими излучениями;
- завершенной системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности в условиях воздействия неионизирующих излучений, методического обеспечения сертификации и испытаний источников соответствующих полей, а также средств и методов защиты;
- координации работ в области лечебного применения неионизирующих излучений;
- системы широкого просвещения населения, что зачастую приводит с одной стороны к случаям радиофобии, с другой - к несоблюдению уже разработанных правил безопасности, слабому освещению проблемы и необоснованным выступлениям в средствах массовой информации;
- системы подготовки специалистов; не разработаны соответствующие разделы образовательных программ для высших и средних учебных заведений.
8. Одним из важнейших вопросов, требующих незамедлительного решения, является во-прос обеспечения безопасности компьютеризации России - фактор, который в современных услови-ях может кардинально повлиять на здоровье нации; при этом тем более должен быть осуществлен упомянутый комплексный подход, позволяющий выявить и оценить все составляющие повреждаю-щего действия полей компьютеров, разработать соответствующую фундаментальную научную базу и предложить специфические методы защиты от этих полей.
9. Наиболее серьезной организационной проблемой, которая требует разрешения в первую очередь, является отсутствие единой системы управления фактором загрязнения окружающей сре-ды неионизирующими излучениями, включающей различные подсистемы, в частности, также как законодательные и нормативные документы и методические материалы, текущий инструменталь-ный контроль, текущее экономическое регулирование деятельности с использованием источников неионизирующих излучений, фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы, государственная база данных по проблеме, государственный реестр источников неионизирующих излучений, обучение и подготовка кадров и пр.
10. Базовая проблема в рамках рассматриваемого вопроса - настоятельная необходимость пересмотра и обновления ряда санитарных норм и правил в области неионизирующих излучений в соответствии с современными научными представлениями; однако эта работа также сдерживается из-за практически полного отсутствия государственного финансирования исследований, особенно актуальных в части разработки конкретных механизмов воздействия излучений на человека; отсутствие финансирования приводит к резкому сокращению числа и качества научно-исследовательских работ, деградации соответствующих научных комплексов и дисквалификации персонала.
11. Наиболее серьезным и принципиальным шагом Правительства Российской Федерации в направлении разрешения рассматриваемой проблемы следует признать организацию в структуре Российской научной комиссии по радиационной защите при Правительстве Российской Федерации Российского национального Комитета по защите от неионизирующих излучений. Требуются шаги по активизации и поддержке его деятельности, при этом: совершенно нелогичным является его включение в состав Российской национальной комис-сии по радиационной защите - органа, занимающегося вопросами ионизирующих излучений; оче-видно, названный Комитет должен являться независимой структурой, равноправной с указанной комиссией; комитет, работающий на общественных началах и не имеющий права фактической межве-домственной координации, не может быть эффективен; в связи с этим необходимо кардинальное изменение статуса Комитета и принципов финансирования его работы.
12. Одним из реальных путей разрешения проблемы является принятие федерального закона "О защите населения и экосистем от неионизирующих излучений" (название условное), в котором, в частности, можно было бы установить порядок реализации принципа "загрязнитель платит" и тем самым создать финансовую базу мероприятий по защите от неионизирующих излучений (с предло-жением о разработке законопроекта обратился в Государственную Думу Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений). Принятие такого решения возможно только на определенной концептуальной основе, после детального изучения ситуации, анализа имеющихся нормативно-правовых актов и результатов проведенных исследований, оценки целесообразности и перспективности тех или иных механизмов правового и экономического регулирования, что можно реализовать только коллективными усилиями федеральных и региональных органов исполнитель-ной власти и научных организаций при общей координации и поддержке со стороны Правительства Российской Федерации.
13. В отсутствие федеральных правовых ограничителей, в результате инициативных разра-боток, направленных на отработку правовых и экономических механизмов регулирования воздейст-вия электромагнитных излучений на человека, государственные органы субъектов Российской Фе-дерации, в частности. Саратовской области, принимают решения о проведении на их территориях эксперимента по введению платы за электромагнитное загрязнение и соответствующее негативное воздействие на окружающую среду и среду обитания человека.
14. Инициатива Саратовской области в принципе поддержана Комитетом; в то же время со стороны Правительства Российской Федерации адекватных шагов, направленных на:
- координацию деятельности органов исполнительной власти Саратовской области и соответствующих федеральных органов;
- разработку правовых параметров эксперимента, целесообразных с точки зрения федеральных органов власти;
- определение порядка и степени участия федеральных органов исполнительной власти в эксперименте, оказание научной, методической и информационной поддержки заинтересованными организациями;
- долевое финансирование из федерального бюджета работ, имеющих общенациональное значение;
- определение порядка распространения результатов эксперимента (внедрения) на территории Российской Федерации - к сожалению, не предпринято.
Комитет решил:
1. Подтвердить позицию Комитета об актуальности и необходимости скорейшего разре-шения на государственном уровне проблемы загрязнения окружающей среды электромагнитными и другими неионизирующими излучениями.
2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением дать поручение соответствующим органам исполнительной власти (Минэкономики России, Минздрав России, Госкомэкология России, Миннауки России, Минобороны России, Минобразования России, МЧС России, Госкомсвязи России, Госстандарт России, РАН, РАМН, ФСБ России, ФСТР России, Росгидромет):
- рассмотреть в комплексе проблему обеспечения безопасности при воздействии электро-магнитных и других неионизирующих излучений с учетом позиции Комитета, изложенной в на-стоящем Решении, Решениях Комитета от 21.05.98 г. № 70-2 (поручение Правительства РФ БН-П1-15721 от 02.06.98), от 19.11.98 г. № 81-2 (поручение Правительства РФ ВМ-П1-37343 от 18.12.98), Рекомендациях соответствующих парламентских слушаний (н.исх. № 3.4-128 от 14.11.95 г.). Решениях и Рекомендациях Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безо-пасности Российской Федерации;
- внести предложения в Правительство Российской Федерации по системному и комплексному разрешению проблемы;
- представить информацию в Комитет для последующего детального рассмотрения на его за-седании.
3. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти при рассмотрении постав-ленного вопроса обратить особое внимание на:
- отсутствие единой системы управления обеспечением безопасности в масштабах государства и необходимость организации самостоятельной национальной комиссии (Комитета) по защите от неионизирующих излучений;
- необходимость проведения комплексных исследований в рассматриваемой области и целесообразность образования в связи с этим соответствующей структуры;
- настоятельную необходимость отдельного обсуждения и принятия необходимых реше-ний по экономическим механизмам регулирования безопасности (в частности, по эксперименту в Саратовской области), а также и по проблемам компьютеризации России;
- целесообразность подготовки материалов по проекту федерального закона, устанавливающего особенности правового регулирования защиты населения от электромагнитных и других неионизирующих излучений и внесения его в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
4. Направить настоящее Решение в Правительство Российской Федерации, органы государ-ственной власти Саратовской области, Совет Безопасности Российской Федерации.
5. Продолжить рассмотрение данного вопроса на заседании Комитета по получению необхо-димой информации по проблемам, поставленным в настоящем Решении.
Председатель Комитета Т.В. Злотникова